Сейчас собственникам бизнеса важно не пропустить одно принципиальное изменение: ФНС меняет подход к контролю неформальной занятости.
Представители ФНС прямо говорят о планах уходить от форматов пост-контроля и встраиваться в систему в режиме онлайн — так, чтобы налоговые риски выявлялись ещё до того, как они превратятся в налоговые правонарушения.
Один из обсуждаемых механизмов уже выглядит достаточно показательно.
Основные заказчики в физическом ритейле и электронной коммерции при привлечении компаний, предоставляющих персонал, фактически становятся «квазиналоговыми агентами»: получают данные о количестве людей и объёме выполненных работ и обеспечивают перечисление соответствующей налоговой составляющей на ЕНС исполнителя.
Декларирование остается на исполнителе, который предоставляет персонал.
Компании оцениваются с точки зрения объема действительных работников и их заработной платы.
В части борьбы с теневой занятостью работа ФНС России сконцентрирована на работе с работодателями.
Естественно, применяется риск-ориентированный подход. Эта система публична. Работодателям она известна.
За 2025 год результаты работы ФНС по камеральным, выездным налоговым проверкам и в рамках самостоятельного уточнения налоговых обязательств по зарплатным налогам составили 59 млрд. рублей.
Второй блок контроля - доходы самих собственников.
Им и раньше уделялось много внимания. А тут еще и изменения законодательства.
Готовящийся законопроект о федеральном бюджете на период 2027-2029 гг. сильно «ударит» по доходам собственников бизнеса. Предполагается, что доходы по дивидендам и от другого долевого участия, по процентам от вкладов, по операциям с ценными бумагами и цифровыми правами, от продажи имущества и реализации долей участия, по договорам страхования и дарения будут облагаться НДФЛ по прогрессивным ставкам 13-22%.
Сейчас стоит провести ревизию того, как собственник получает деньги из собственного бизнеса. И во сколько эти деньги могут ему обойтись?
1️⃣ Посмотреть, имеет ли смысл выплатить дивиденды в 2026 году.
Не «срочно вывести всё», а рассчитать. Если у компании есть чистая прибыль, достаточно ликвидности и соблюдаются корпоративные ограничения, собственнику с крупной суммой планируемых дивидендов есть смысл сравнить выплату в 2026 году с возможным налогообложением после изменения правил.
2️⃣ "Составить карту» всех своих доходов: зарплата и премии, дивиденды, аренда, проценты, займы, ИП, роялти, продажа имущества или долей.
Может быть что-то сегодня нужно пересмотреть?
Например, зарплата директора 38 тыс. руб. Или того меньше…. При средней по региону 85 тыс.
Это точно сподвигнет налоговиков посмотреть другие источники доходов.
3️⃣ Если собственник «параллельно» еще и ИП, нужно свежим взглядом оценить, реальны ли его услуги?
Не закрывать ИП и не бояться работы со своей компанией, а проверить её налоговую устойчивость.
Учредитель вправе быть ИП и оказывать собственной компании услуги. Разные. Но они должны быть реальными. И исполнять их должен персонал ИП. А не персонал ООО.
И еще: самый плохой момент для перестройки — 1 января, когда налог вырос, а выплаты внезапно «переехали» из дивидендов в ИП.
💎 Лучше подготовиться заранее:
— что реально делает ИП;
— почему возникла потребность именно в таком объёме услуг;
— почему выросла их стоимость;
— какой экономический результат получила компания;
— кто фактически выполняет работу;
— соответствует ли размер вознаграждения рыночному уровню.
Причем, эти же вопросы нужно задать себе и том случае, если связка "Собственник ООО & ИП-собственник, оказывающий услуги своему ООО" есть уже сейчас.
Бизнес вообще создается для того, чтобы собственник зарабатывал деньги.
Но если в основе ваших решений лежит налоговая экономия, обращайтесь.
Продумаем, как сделать, чтобы ваши решения имели экономическую основу и не приводили к налоговым доначислениям.